История Острогожска

Исторические периоды:
 

Общие очерки по истории Острогожска
Острогожские земли до н.э.
Н.э. до основания города Острогожска
Основание Острогожска, строительство крепости
Дореволюционный период
Революция, Гражданская война
Становление Советской Власти, довоенный
период
Великая Отечественная война
Послевоенные годы, времена развитого Социализма
Перестройка, развал Союза
Современная история
 

Тематика
 

События
Люди
Архитектура
Исторические документы
Фотографии старинного Острогожска
Фотографии современного Острогожска
Фотографии исторических мест Острогожска
Религии в истории Острогожска
Острогожское казачество
История Острогожского района
Полный архив статей
Архив статей по времени размещения
Поиск
Обсуждение истории Острогожска в Форуме
Острогожский Интернет-портал
Острогожские новости

Острогожск Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика
Острогожск

 
 

 

« Пропавший дирижабль | НЕМНОГО ОБ ИСТОРИИ И МЕСТНОМ ЗОДЧЕСТВЕ »

 

Памяти Андрея Платоновича Платонова (1899 – 1951 гг.)
«Писать надо не талантом, а «человечностью» — прямым чувством жизни.
Всё возможно – и удастся всё, но главное – сеять души в людях».
Андрей Платонов.
 
Бывая каждый год в родных Воронежских краях, я непременно посещаю хутор Гостиный, что расположен у слияния Батюшки-Дона и легендарной речки Потудань. Меня тянет в эти места не только потому, что там проживает двоюродный брат, мой ровесник, проработавший в шахтах Донбасса 37 лет, а теперь занявшийся трудом на земле, но и красоты донской природы. Потом, честно надо признаться, я и сам родом из этих мест. В этом благословенном уголке среднерусского края, кажется, сосредоточена вся красота земли русской. Своё название Гостиный – хутор, ранее слобода крепости Кортояк, — несёт с тех пор, когда Пётр 1 вёл свой молодой флот на Азов и соизволил остановиться в этих местах – погостевал.

Треугольник, образованный слиянием двух рек, с третьей стороны закрывают обрывистые меловые холмы, здесь их называют горами. Вид сверху на долины рек представляет поистине сказочную панораму: широкий Дон блестит среди перелесков, рощ и холмов, а Потудань даже трудно заметить, и просто догадываешься, что вон та непрерывная, зелёная лента, причудливо вьющаяся среди лугов, и есть река, прикрытая зарослями деревьев.

Добираюсь туда из города Острогожска автобусом до Кортояка, а оттуда путь в пять километров преодолеваю пешком. Сегодня, конечно, можно попроситься и на попутку, чтобы добросили до самого спуска под гору, но меня не устраивает такой «цивилизованный» способ – теряется вся прелесть пешего созерцания природы, а главное – какие мысли приходят в голову, когда, не спеша, по утренней свежести проворачиваешь в головном компьютере свою жизнь. Никто не мешает, и только редкие прохожие прерывают чудо воспоминаний коротким «здравствуйте». Обычай здороваться даже с незнакомыми людьми сохранился в деревнях и сёлах. А Кортояк село большое, растянувшееся вдоль Дона. Когда-то это село было уездным городом. Это его, наверное, Платонов упоминает в своём произведении. Но время течёт и всё изменяется….

Раньше по берегам реки Потудань было множество хуторов и других сельских поселений. И жили там, в основном крестьяне, а не дачники, и хутора давали значительную часть качественной колхозной продукции. Здесь жили истинные труженики, совестливые и работящие, успевающие сделать работу и для колхоза, и для себя. К сожалению, сегодня они остались только на картах Военно-топографического отдела Генерального штаба издания 1915 года. Устье реки Потудань издавна считается одним из красивейших мест в Подонье. Участок реки от села Солдатского до впадения в Дон объявлен памятником природы, так называемое урочище «Мордва», и передан под охрану Кортоякскому лесничеству. Но сегодня само лесничество «на ладан дышит», а что там говорить о заповедных местах – глохнут и уничтожаются. Человек сам себе вредит, не сознавая этого! В зоне «Мордвы» Потудань представляет извилистую ленту с множеством озёр-стариц, затонов, болот. Немало на реке и полноводных плёсов глубиной до трёх метров, заросших кустарником и камышом. Когда-то славились такие плесы как Манькин пруд, Кривое озеро, Крестище, Мостище. О первых трёх даже старожилы вспоминают с трудом, а о четвёртом говорят: «Лет 15-20 назад были места благословенные Богом, а сейчас…».Да, раньше река славилась крупной рыбой, сегодня и мелочь редкость.

Умели наши предки выбирать места для поселения. Хутор Гостиный, тогда он назывался слободой, возник более трёхсот лет назад у впадения Потудани в Дон. Уже в недавние времена, в середине прошлого века, в нём проживало около 500 семей, это было одно из крупнейших отделений колхоза «Тихий Дон», основная усадьба которого располагалась в Кортояке. Потом наступили смутные времена, хутор стал пустеть. Основная причина, как мне говорят аборигены, — это отсутствие качественной дороги. В ненастье летом, а зимой всегда, хутор начисто отсекается от внешнего мира, а население осталось в хуторе пожилое, и населением-то их трудно назвать: 4-5 семей самых стойких патриотов хутора, среди них и мои родственники. Летом тут появляются и дачники, и отдыхающие – но всё равно более сотни вряд ли наберётся. Наезжего «воронья» из окрестных районов бывает много по выходным и праздникам, они-то больше всех приносят зла природе, а в хутор заглядывают только за самогоном, да попугать треском своих «авто-мото-вело» местных собак, умных и дружных, в отличие от городских «аристократов». Лето для реки самое страшное время года, ей приходится испытывать такой напор «вражьей силы», что и за зиму она уже не в силах восстанавливать своё былое величие.

Сохранившийся хутор Гостиный полностью живым не назовёшь. Зимой проживает 5-10 семей, да и семьи состоят из людей старшего поколения. Детям от Никиты Фирсова и Любови Кузнецовой, как мой брат и его сводная жена Полина, которых свела судьба. Они, пожалуй, последние патриоты хутора не на словах, а на деле, уже под семьдесят. Летом, конечно, наезжают всякие гости, но они уже не то, как я говорил выше.

Река Потудань. Есть у Андрея Платонова такой рассказ или небольшая повесть с таким названием, давшая заголовок сборнику его произведений, вышедшему в 1937 году. Описываемые в них события относятся к годам, когда после лихолетья гражданской воны люди возвращались к мирному труду. «По взгорью, что далеко простёрто над рекою Потудань уже вторые сутки шёл ко двору, в малоизвестный уездный город, бывший красноармеец Никита Фирсов… Работать Никита никогда не отвыкал. В Красной Армии тоже люди не одной войной занимались, — на долгих постоях и в резервах красноармейцы рыли колодцы, ремонтировали избушки бедняков в деревнях и сажали кустарник в вершинах действующих оврагов, чтобы земля дальше не размывалась. Война ведь пройдёт, а жизнь останется, и о ней надо было заранее позаботиться».

Эта мысль, верная во все времена, подтолкнула меня в посещение хутора задержаться там подольше, посмотреть побольше, побеседовать со старожилами, узнать их мнение о нынешней невоенной разрухе, что они думают о настоящем и будущем страны. Мнения людей, работающих на земле, всегда верные и решающие, тем более, они были потомками тех кто зачинал, а они продолжали строить и укреплять ту жизнь, которой жили немало-немного все 75 лет, считай три четверти 20-го века. Моё личное мнение уже определилось не только московскими наблюдениями, но и провинциальными, которое укладывается в Платоновские слова из этого же рассказа – «Не жилец народ живёт!». Но ведь мнений много, а мнения и прогнозы «видных» политиков народ уже всерьёз не воспринимает, и там, на родине Андрея Платонова, уже и телевизор потерял свою былую привлекательность. Поэтому только чувства и мысли, предчувствия простого народа, его настрой могут лучше всего сказать о нашем настоящем и будущем.

Спускаясь в Гостиный по лысой горе утренней прохладой, июнь сушил в этих краях неимоверной жарой, и все разговоры тут велись только о засухе, дожде и предстоящем голоде, напоминали воспоминания 1946-го года, я увлёкся сбором цветов зверобоя, который выделялся среди уже отцветшего ковыля, сухие стебли которого, как седина, покрывали склоны горы, услышал снизу окрик брата:

— Вадька, тебе может косу вынести? Спускайся, внизу трава лучше!

— Иду, иду, затворник!

Не один раз бывал здесь, навещая брата в его затворничестве на этом, когда-то многолюдном хуторе. Но долго не задерживался. Сегодня ему обещал побыть дня четыре не меньше. На это были и другие причины. Мне давно хотелось поведать читателям об этом удивительном месте в сердце Черноземья, а больше всего рассказать немного о Потудани, которую воспел, по словам одного литературоведа, один из русских классиков. Классиком был Андрей Платонов, уроженец Воронежского края. Но, видно, маститый критик судит о содержании произведений по их названиям, не вникая в суть. Дело в том, что рассказ «Река Потудань» мало повествует о самой реке, а больше о судьбах людей, проживающих на её берегах. 88 лет назад, как раз после гражданского передела, который по сумасбродству некоторых «правителей», возможно, и ещё придётся пережить. Настоящее толкает к этому….

Романтическое повествование о судьбе двух людей, вызывающее двоякое чувство, но сильное до слёз. И река Потудань в этом произведении только тот момент, который сыграл то ли положительную, то ли отрицательную роль в жизни двух влюблённых. Читатель сам должен определить роль этой реки с легендарным названием в жизни людей. В этом весь Андрей Платонов с его житейской философией. «Они шли с обмершим, удивлённым сердцем, снова узнавая поля и деревни, расположенные в окрестности по их дороге; душа их уже переменилась в мучении войны, в болезнях и в счастье победы. — Они шли теперь жить точно впервые, смутно помня себя, какими они были три-четыре года назад, потому что они превратились совсем в других людей. – Они выросли от возраста и поумнели, они стали терпеливей и почувствовали внутри себя великую всемирную надежду, которая сейчас стала идей их пока ещё небольшой жизни, не имевшей ясной цели и назначения до гражданской войны».

Сегодня, после десятилетий мирной разрухи люди не имеют ни надежды, ни идеи. Мой брат, чуждавшийся раньше политики и живший только собственным трудом, политизировался как все, но найти своего идеала не может. В телевизоре разочаровался окончательно, выписывает газеты центральную, областную и районную. «Комсомолка» возмущает его своей беспринципностью и «голым телом»: «Там что, нет честных корреспондентов?» — спрашивает он меня. Он уже убеждён, что к порядку может привести только катаклизм в виде войны, и он не одинок в своих суждениях. Большинство моих собеседников больше чем уверены – любые выборы ни к чему лучшему не приведут, голосовать не за кого, нет честных политиков-руководителей, но идти надо, чем больше придёт и проголосует против всех, тем труднее будет подкупать людей, как Жириновский покупал белгородцев по 30 зелёных за голос:

— Всех не купишь! – резюмирует мой собеседник Егорыч, проработавший более сорока лет шофёром в местном колхозе, ныне на пенсии, вкалывающим на своём приусадебном. – А вот второго пути, о котором ты говоришь, Тимофеевич, то есть кровавого, не будет. Нет сегодня Корчагиных, одни воры остались.

Мы беседуем на берегу полу прозрачной Потудани – мой брат, Егорыч, внук которого тут же удит плотву и окуней, и я.

— Ещё, слава Богу, есть рыбка в реке, пока не всю выбили током. Жуткий пошёл народ, живёт одним днём. А ты говоришь про порядок….

Хотя я ничего не говорю, а как заметил, Егорыч, рассуждая вслух, свои мысли приписывает собеседнику и сам их опровергает.

— Вот ещё лет тридцать пять назад еду в Острогожск, асфальт ещё не сплошной был, а чернозёмные грунтовки, сам знаешь. Смотрю, кто-то объехал опасный участок по зеленям. Но и я этим путём. Выезжаю на дорогу, а тут объездчик – «Ну что, зеленя мнём?». Я ему объяснил, душу он из меня не тряс. Прошло уже с месяц, я уже и забыл этот эпизод. Вдруг вызывают в милицию, говорят: «Егорыч, о тебе райисполком вспомнил…». Ну что ж, виноват, заплатил штраф 45 рублей, а получал всего 60. После этого, чтобы что-то нарушить – ни-ни. Вот это был порядок, и деньги штрафные все шли в казну. Сейчас сплошные поборы, а куда они идут?

Вот приречный луг. Раньше сено с него всю ферму кормило. А сейчас вытолкли машинами и спросу никакого…».

— Егорыч, ты ему лучше легенду расскажи о названии Потудани. Вадька интересуется, — прерывает его мой брат.

— А ты, что ничего не знаешь о нашей речке?

— Да вот знаю, что название Потудань получила от того, что на этой стороне монголы собирали дань, а на той не могли. Там жили племена независимых и смелых славян….

— Есть и другая легенда, — дополняет меня Егорыч. – Вон видишь тот берег Дона. Там жили племена, а на этой стороне они в речке ловили рыбу и здесь же вялили и солили её. И когда они отправлялись на эту реку, то говорили: «Пошли на ту длань (сторону) Дона». Потом это утряслось, и речку стали называть Потудань.

Как бы то ни было, отважные здесь жили люди, не чета нынешним. Ты если будешь писать о нас, то непременно опиши такой момент, который очень запал мне в душу. Ты не смотришь Любимова, очень мне нравится этот мужик. Как-то он по телевизору вёл разговор с руководителем певцов «А – ну – ну!».

— С Барии Алибасовым, — уточняю я.

— Да не знаю, как его. Упитанный такой. Вот его и спрашивает Любимов: «Почему вы поддерживали Ельцина?» — «Да потому, что они платили больше всех». – «А если бы враги напали на Россию и вам бы много заплатили, чтобы вы их поддерживали?». И знаешь, что он ответил – «Надо подумать!». Нет, чтобы сразу ответить – «Ну, это ведь другое дело!». Понимаешь разницу? После этого, как говоришь, его кличут, — Бари, и видеть не могу, и певцы его больше меня не привлекают. Развалили всё такие, как они. Только деньги на уме, всё началось с перестройки.

Хочешь, я тебе байку расскажу, как я рассуждаю о перестройке? И я не один так думаю. Это там вверху решили, что ничего не понимаем. А народ у нас смышленый, ему бы только руководителя толкового, а неграмотного железнодорожника, который до сих пор не найдёт рельс, на который голову склонить. Ну, тогда слушай и не перебивай:

— Вот когда конфуз с блохой случился, той которую Левша подковал. Прислали её англичане назад Петру с надписью на подкове, и получилось, что русских они переиграли – уже ничем не удивишь иноземцев на той блохе.

— Так это было при Александре, — не вытерпел я.

— Я сказал тебе, не перебивай, а слушай. Говорю тебе, как от батьки слышал.

— Вызывает Пётр Алексашку Меньшикова и говорит: «Что делать будим? Проиграли англичанам».

— Не тужи, царь-государь, что-нибудь придумаем. Есть у меня смышленый конюх Филька, пойду к нему посоветуюсь.

Нашёл Фильку на конюшне. Рассказал ему про царскую печаль. Филька почесал затылок, задумался. Князь догадался спросить: «Сколько денег надо для такого дела?».

— Да, пожалуй, ста рублей хватит, — оживился Филька.

Князь дал ему денег и приказал швидче думать.

Проходит неделя. Царь вызывает Меньшикова и требует результат. Гнев его нарастает. Князь его успокаивает. Пошёл искать Фильку. А тот в кабаке сидит пьяный.

— Ах ты, такой — рассякой! Царь грозится мне голову снести, а ты тут!…

— Не гневись, князь. Я уже всё сделал. Жду ответа из Англии.

— А ну расскажи, какого ты ответа ждёшь?

— Так я им отослал лапоть с условием – разобрать лапоть, а потом в обратном порядке собрать и прислать лапоть нам в том виде, каком я им его послал. Не в жизнь не собирут!

Пошёл Меньшиков к Петру, рассказал ему про Филькину хитрость. Рассмеялись оба и стали ждать вестей из Англии.

Год бились англичане над сборкой лаптя, но ничего не получилось. И пришлось принять, им сей конфуз на свою сторону. А Фильку за смышленость царь в генералы произвёл.

А суть такова. Когда лапоть разбираешь, лыко сохнет и при новой сборке ломается и трескается. Так вот и у нас, Тимофеевич, вышло с перестройкой, как с тем лаптем. Развалили всё, а восстановить не можем. Зачем всё нужно было ломать, а главное, народ распустили и бросили на произвол судьбы.

Ты говоришь, помню ли я Андрея Платонова? Нет, я был ещё пацаном, когда он приезжал к нам на Потудань. Батя его на рыбалку возил, рассказывал потом, что замечательной души был человек. Из наших простых. Он ещё отцу свою книгу подарил, с надписью, но где-то затерялась. Я её читал, особенно рассказы, про наши края. Патриот нашего края был, хотя и сманили его в Москву. Там его где-то на Армянском кладбище, говорят, похоронили. При случае поклонись его могилке от его земляков и скажи, что таких людей, как он, на Родине помнят всегда….

— Совестливый был мужик, — вставляет своё слово Тихон Иванович, бывший инженер колхоза, а ныне свободный предприниматель, занимающийся извозом на собственном грузовике. Он незаметно присоединился к нашей беседе.

— Вот говорят – красота спасёт мир. А я верю в другое – только совесть возродит Россию. Где она теперь? Вот вспоминаю такой случай. Было в одном селе в начале перестройки. Нам срочно понадобились наличные деньги. Обратились помощью к местному батюшке. Батюшка, одолжите в долг, мы Вам любую расписку оставим. «Зачем расписку, я верю вашей совести. Но у меня нет крупных купюр. Прихожане у нас бедные» — и выносит большую сумку полную 1-3 рублей. Но нам-то что, всё равно деньги. Пересчитали. Батюшка отказался от расписки, сказав: «Бог и совесть главное в человеке. Бог даёт и помогает, а человек должен совеститься грехов своих!».

Совесть – главный человеческий стержень. А где она теперь? Сейчас попробуй, займи у кого, да ещё без расписки и процентов. Кредитов не выбьешь – везде поборы….

Наша беседа длилась долго. Присоединялись и неприятные собеседники, у которых только бутылка на уме и которые завидовали московской жизни, не понимая того, что и в Москве без труда не проживёшь. Но то были случайные люди. Всё- таки такие, как Егорыч и мой брат составляют большинство в тех краях, и когда они выберут достойных себя руководителей, дела пойдут, и край Воронежский расцветёт, как в те поры, о которой писал Андрей Платонов.

А пока, нашу беседу прервала надвигающаяся чёрная туча, закрывшая пол неба. На ней не было просветов, ожидался крепкий дождь, и мы вынуждены были удалиться по своим хатам….

ВАДИМ КУЛИНЧЕНКО
Хутор Гостиный, что на реке Потудань – посёлок Купавна Московской области.

Категория: Общие очерки по истории Острогожска, История Острогожского района / печать / rss
Оценить статью: / Средняя оценка: 5

pgt 0.02297 сек. / запросов: 10 / кэширование: выключено
 

 

Картридж hp продажа картриджей.


Использование материалов, опубликованных на сайте, разрешено только с указанием авторства и гиперссылкой на источник: www.ostrogozhsk.ru
Мнение администрации не всегда совпадает с мнением авторов опубликованных на сайте материалов.