Острогожск

   

 
           

Главная История Туризм Информация Карты Новости Фотогалерея Видео Форум Контакты

     
  Выбор новостей: Самые свежие новости:  

 

Читать в Яндекс.Ленте

Карта раздела Новостей 

Поиск новостей

Новости по Категориям 

Архив новостей 

  • В Острогожске реконструируют городской парк имени Василия Кубанева
  • Подростка будут судить за то, что он изнасиловал девочку и сделал мужчину инвалидом
  • Двух детей с ножевыми ранениями обнаружили в квартире
  • Мэр Острогожска не испугался медных труб 8 марта
  • Острогожцы смогут пожаловаться на интернет-магазины чкрез Горячую Линию
  •      
         
      Острогожские новости:  
     
    « В Острогожске женщина подозревается в убийстве своего сожителя | Пираты Дона »

    30 апреля 2011 2551 день 5 часов назад

     

    Радуница

    РОДОНИЦА (РАДУНИЦА, РАДОНИЦА, ВЕШНИЕ ДЕДЫ, КРАСНАЯ ГОРКА, РОДИТЕЛЬСКИЙ ДЕНЬ)
    ПРАЗДНИК СТАРЫЙ И НЕ СТАРЕЮЩИЙ

     

    В народном календаре всех народов Европы с древнейших —дохристианских — времён есть великий праздник на первой неделе мая — примернопо середине между весенним равноденствием и летним солнцестоянием. Часто у славян этотпраздник называется Красной Горкой.

    Издревле «жил народ в лесу и молился колесу». Коло — круг —это Солнце. Известен, например, пращур скифов Колоксай — солнце-царь.

    Красная Горка связана с естественными солнечными природнымициклами. Но, как и многие другие такие праздники, она в позднейшие временасостыкована с христианским календарём, скомпонованным из солнечного римского илунно-солнечного иудейского. Так, празднование начала весны объединилось спреддверием Великого — предпасхального — поста и стало Масленицей. К летнемусолнцестоянию, Купало, приурочен день памяти Иоанна Крестителя. Красную же Горкусоотнесли с первым воскресеньем после Пасхи. Лучшее свидетельство языческого происхождения этого праздника — его греческое название: Антипасха.

    Определить тот или иной момент солнцестояния без специальныхастрономических навыков довольно сложно: близ максимумов и минимумов скоростьизменения продолжительности дня наименьшая. Поэтому и Красная Горка (идругие солярные празднования) изначально отмечалась не один день — связанные снею ритуалы занимают подчас целую неделю.

    На середину этой недели приходится Радуница (Радоница) —день поминовения предков . В старину считалось, что предки — Деды — вложили вживущих саму силу жить. Славяне, как и степная — скифская — часть их предков,хоронили родичей в курганах, а потом на этих высоких насыпях творили тризну —похоронное празднование — и совершали последующие ритуалы в честь усопших.Поэтому и дни этих ритуалов названы «горкой».

    Радуница (Вешние Деды) — весенняя тризна, поминовениепредков, следящих из мира мёртвых за неизменным возрождением мира живых. Эторадость за пращуров, ушедших в лучший — по североязыческим и двоеверческимпредставлениям — мир. Не зря название этого дня восходит к солнечному корню«рад», от которого происходит имя бога солнечного света у западных славян (и,вероятно) вятичей — Радегаст, Радогощ.

    Красный цвет — традиционный для древнеславянской символикицвет жизни, идущий от окраски крови. Поэтому праздник в честь жизни,продолжающейся даже сквозь смерть, естественно назван Красной Горкой.

    Радуница — праздник всенародный. Когда славяне пересталинасыпать курганы, а стали класть мёртвых в могилы в ровной земле, на кладбищевыходила вся деревня. На могилы приносили еду — кутью, пироги, калачи, блины,сырники, крашеные яйца — и питьё — вино, пиво, канун (род браги) и т. д. Всемэтим делились с Дедами — яйца, блины и прочие угощения крошили на могилах,поливали питьём…

    По могиле катали яйца. Яйцо ещё у древних европейцев былосимволом жизни и возрождения, Из него появляется новый мир. Не зря в мифе оКощее единственная живая часть этого воплощения смерти вынесена именно в яйцо.Бить родовы яйца на могилах предков — значит, помогать Дедам возродиться вбудущем, в новых поколениях. Это ли не радостно? Может быть, ещё и отсюдаберутся мотивы названия Радуница.

    Связаны с этим праздником и другие обычаи. Они, как правило,сходятся на поклонении берёзе — дереву духов — и ритуальному пригублениюберёзового сока. Берёза у древних славян соотнесена с женщиной, дающей новуюжизнь, и вообще женским культом.

    Весь этот комплекс обычаев, как и многие другие народныеритуалы, чисто языческого происхождения. Но христианская церковь даже в первый,особо ревнительный, период своего существования не смогла их искоренить. Посленескольких веков борьбы с многочисленными признаками двоеверия она предпочладать подобным ритуалам новые трактовки, согласующиеся (иной раз, правда, тольковнешне) со своими догматами.

    Правда, не все древние ритуалы удалось состыковать схристианством. Например, скептическое раннехристианское отношение к женскомуначалу, унаследованное от традиции ближневосточных пустынь, породило немалоконфликтов вокруг женских праздников — в том числе и близких к Красной Горке.Например,  древнегерманский ночной сбор женщин (более старые и опытныесоветовали молодым, как найти жениха и обрести мужа) породил христианскуюлегенду о шабаше ведьм на горе Брокен  в ночь с 30 го апреля на 1 е мая, накануне дня святой Вальпургии.Впрочем, древнекельтский праздник выборов королевы Мая в эту же ночь, такжесвязанный с идеей вечного продолжения рода и начала свадеб, особого неодобренияместного духовенства не вызвал. В славянской традиции ведьмы собираются на Лысой горе. Это —точный перевод названия Голгофа: Иешуа из Нацерета был распят на голом, непокрытом растительностью, холме (полностью накрытом сейчас храмом Гробагосподня). Так причудливо пародируют священную историю легенды о нечестивцах.

    На Руси Красная Горка также открывает сезон свадеб — у крестьян в это время основные полевые работы ещё не начаты, так что время длягуляний есть. Да и по христианским понятиям после Великого поста не толькоможно, но и нужно радоваться. Таинство венчания, недопустимое в пост, по егоокончании становится вполне благословенным. Так что противоречий между церковьюи доцерковной традицией в этом пункте нет. Отдав дань прошлому, народ вместе сосвоими волхвами дружно заботится о будущем.

     

    Гаврилов Д.А.
    НИО «Северный ветер»

    Радуница 2011 в Дивногорье >>


     

     

         
    pgt 0.2714 сек. / запросов: 11 / кэширование: выключено
    Острогожск Яндекс цитирования   Яндекс.Метрика     Острогожский авторынок   Острогожск-Инфо     Технолюкс

    Copyright © 2004 www.ostrogozhsk.ru

    Использование материалов, опубликованных на сайте, разрешено только с указанием авторства и гиперссылкой на источник- www.ostrogozhsk.ru

    Мнение администрации не всегда совпадает с мнением авторов опубликованных на сайте материалов.