Острогожск

   

 
           

Главная История Туризм Информация Карты Новости Фотогалерея Видео Форум Контакты

     
  Выбор новостей: Самые свежие новости:  

 

Читать в Яндекс.Ленте

Карта раздела Новостей 

Поиск новостей

Новости по Категориям 

Архив новостей 

  • Изрезавший маленького брата 16-летний подросток из Острогожска оказался невменяемым
  • Воронежская инвестпрограмма
  • В Острогожске на благоустройство улицы Нарского потратят 20 млн рублей
  • В Острогожске автослесарь угнал машину не оплатившего ремонт владельца
  • 25-летний житель Острогожского района задержан за совершенный им уличный грабеж
  •      
         
      Острогожские новости:  
     
    « Предприниматели теперь будут дополнительно защищены | Случаются ли чудеса на Воронежской земле? »

    8 июня 2010 2937 дней 17 часов назад

     

    Иван Крамской - Художник-гражданин
    «О! Как я люблю живопись! Милая живопись! Я умру, если не постигну тебя, хоть столько, сколько доступно моим способностям…» - такие слова записал в свой дневник 16-летний юноша Иван Крамской в 1853 г.

     

    Сколько юношей поверяло дневникам свои мечты, стремления и надежды! У многих ли сбылись они? У Крамского сбылись. Страстно полюбив живопись еще в детстве, он ежедневно постигал ее тайны. Иван Крамской родился 8 июня 1837 года. С юных лет он сознавал себя не только художником, но и истинным гражданином своей родины. Он не мыслил творчества в отрыве от жизни общества. Через 10 лет после того, как юноша писал о любви к живописи, он понял, что, оторванная от жизни, она становится пустой забавой, что не стоит тратить время на «искусство ради искусства». Благодаря таким художникам, как Крамской, русское искусство освободилось от ложного академизма и в 1860-х годах уверенно пошло по пути реалистического развития.Что же привело И. Н. Крамского, воспитанника академии, в которую он так мечтал поступить, к решению порвать с ней навсегда и возглавить бунт, вошедший в историю под названием «бунта четырнадцати»?Конец 50-х – начало 60-х гг., период пребывания Крамского в стенах Академии художеств, был напряженным моментом в истории России. Крепостнические отношения отмирают. Распространяется герценовский «Колокол», звучит страстная проповедь Чернышевского, оживляется демократическое движение, волнения среди крестьян, студенческие беспорядки. Царизм оказался вынужденным провести ряд реформ. Главная из них – отмена крепостного права.Свободолюбивый дух проникал и в Академию, где было много учеников, приехавших из дальних уголков России, т.н. разночинцев. К их числу принадлежал и Иван Крамской, уроженец захолустного городка Острогожска Воронежской губернии. В Петербурге Крамской появился в 20 лет, будучи специалистом-ретушером. Начал он трудовой путь в 12 лет, сразу после смерти отца. Сначала был писарем, затем поступил на работу к фотографу. 3 года ездил по России, наблюдал жизнь людей и совершенствовался в ретуши: расписывая снимки красками, дорабатывая их тушью. Работа приносит доход, но не удовлетворяет его. Крамской мечтал о поступлении в Академию художеств. Мечтал и боялся. Знакомый художник принес ему для зарисовки гипсовые слепки головы Венеры и Лаокоона – наиболее трудный для рисунка. Работа удалась, и Крамской, представив рисунок, был зачислен в академию.Мечта сбылась, но занятия не приносили творческой радости. Ученикам из года в год предлагались одни и те же программы на мифологические, библейские, исторические сюжеты. Живопись, была призвана уводить от жизни и ее проблем в идеальный мир красоты. Против этого решительно выступил Чернышевский. Он утверждал, что действительность – главный источник прекрасного в искусстве. Царившая в академии рутина не способствовала плодотворным занятиям. Стали разлетаться фантазии Крамского об Академии и наступало охлаждение к мертвому и педантичному преподаванию. Оставалось товарищество – единственное, что двигало вперед, давало знания, вырабатывало приемы и помогало справляться со своими задачами. Крамской придавал огромное значение «товариществу». Слово это имело для него емкий смысл. Не случайно позже именно так назвали молодые художники свое объединение. А пока они продолжали писать мужиков-натурщиков, «тарасов» и «никит», исправляя на этюдах и рисунках их мозолистые ступни по античным слепкам, как того требовали профессора. Но в свободные часы работали только с натуры. И вместо античных богов и героев появлялись на полотнах «мужики», «селедочницы», «нищие», «крестьянские дети». Жизнь, настоящая, неприкрашенная, упорно тянула к себе.Больше всего любили художники встречаться по вечерам на «четвергах», происходивших по инициативе Крамского на его квартире – на 17-й линии Васильевского острова. Много рисовали, обсуждали сделанное, серьезно и критически относясь к творчеству друг друга. Здесь в атмосфере взаимопонимания ничто не мешало им говорить о происходивших в стране волнениях, задачах художников, новых статьях «Современника»…Больше всего волновала проблема: каковы цели и задачи искусства, которому они собирались посвятить всю жизнь?Крамской и его друзья считались лучшими учениками академии. Они принимали участие в выставках, получали награды за свои произведения в 1863 г. должны были конкурировать на Большую золотую медаль. И вдруг – последовавший за этим «бунт». Бунт не был заблуждением «легкомысленных юношей», как пытались его представить профессора академии. Это был обдуманный протест против косной академической системы.Молодые художники мечтали о самостоятельной деятельности, создании национальной русской школы живописи. Каждый из них сознавал себя не только художником, но в первую очередь Гражданином свой страны. Каждый лелеял мечту – воплотить на полотне найденный им самим сюжет, вложить в картину свои мысли и такое произведение, продуманное и прочувствованное, представить на соискание Большой золотой медали.И вот 14 художников подали в совет академии прошение о свободном выборе сюжета. Ответа не последовало. Подали второе прошение – снова молчание. Понимая, что совет вряд ли пойдет им навстречу, художники накануне конкурса заготовили прошение о выходе из академии. Когда 9 ноября 1863 г. соискатели утром явились в конференц-зал на конкурс, им был предложен сюжет из скандинавских саг – «Пир в Валгалле»: «На троне бог Один, окруженный богами и героями, на плечах у него два ворона; в небесах сквозь арки дворца Валгаллы видна луна, за которой гонятся волки…» Закончив чтение, вице-президент академии Ф. Бруни добавил: «Как велика и богата даваемая вам тема!» Это прозвучало издевкой.Бруни не успел еще объяснить, какие и где брать материалы, как от группы студентов отделился Иван Крамской. Он был тогда таким, каким мы знаем его по автопортрету 1867 г.: скромно одетый молодой человек с одухотворенным лицом, с проницательными серыми глазами, с прямыми длинными волосами. Во всем его облике ощущалась энергия и уверенность в себе – типичный разночинец 60-х годов. Крамской – «главное действующее лицо драмы» - заявил, что он и его товарищи не примут участия в конкурсе, т.к. совет не счел возможным выполнить их просьбу. Он положил свое заявление на стол и вышел из зала. Так же поступили и остальные. Разрыв молодых живописцев с академией получил огромный резонанс в художественной среде. Взоры студентов устремились к Санкт-Петербургской артели художников, образованной бунтарями. Она олицетворяла собой новое искусство. Свято веривший в огромную будущность русской художественной школы Крамской сыграл важную роль в истории ее развития. Он был руководителем и вдохновителем артели, а позже одним из организаторов и идеологов Товарищества передвижных художественных выставок, созданного в 1870 г.С созданием Товарищества передвижников перед Крамским и его друзьями-художниками открылись еще более широкие творческие перспективы. Важнейшей задачей нового художественного объединения была пропаганда реалистического национального искусства, служение народу.Источник: НИРА Аксакал


    категория: Новости культуры. / печать / rss острогожских новостей / оценка: 0
    оценить новость:

     

     

         
    pgt 0.16535 сек. / запросов: 11 / кэширование: выключено
    Острогожск Яндекс цитирования   Яндекс.Метрика     Острогожский авторынок   Острогожск-Инфо     Технолюкс

    Copyright © 2004 www.ostrogozhsk.ru

    Использование материалов, опубликованных на сайте, разрешено только с указанием авторства и гиперссылкой на источник- www.ostrogozhsk.ru

    Мнение администрации не всегда совпадает с мнением авторов опубликованных на сайте материалов.