На сайте правительства опубликовано постановление, которым утверждаются правила пользования платными дорогами. Из текста документа следует, что цену за проезд будут устанавливать сами операторы, то есть те, кто и станет взимать с нас плату. Государство таким образом активно готовит россиян к тому, что счетчик будет включен уже в ближайшее время. Независимых экспертов волнует один вопрос: будет или нет создана альтернатива платным дорогам. Если да, то с правилами можно было не торопиться – на строительство объездных путей понадобится еще немало времени и средств. А вот если нет, в самый раз уже определяться с тарифами и техническими нюансами. Как отмечают специалисты, соблазн залезть в карман автомобилистов у власти очень велик.
По опубликованным правилам, пользование платной автомобильной дорогой осуществляется на основании договора между пользователем и оператором. Договор этот, по сути, заключается в том, что, въезжая на трассу, автомобилист покупает право проезда по ней. Это, как определяют правила, можно сделать и предварительно, приобретя соответствующий талон: с магнитной полосой или в виде наклейки. Годятся и электронные контактные и бесконтактные смарт-карты. Эти средства автоматической оплаты можно будет купить или взять в аренду.
Размер платы за проезд устанавливается оператором. Методика расчета платы и максимальный размер такой платы утверждаются правительством РФ. Он может быть не одинаковым для различных категорий транспортных средств, имеют значение время суток, день недели или месяц. Предполагаются и скидки в зависимости от частоты или регулярности поездок, а также льготный проезд. Документ запрещает по каким-либо причинам не пускать на дорогу клиентов, кроме тех, что отказываются платить, а также давать одним транспортным средствам преференции по отношению к другим.
Напомним, 1 мая 2010 года сразу несколько федеральных дорожных объектов должны быть переданы государственной компании «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор»). Предполагаемая цена за проезд по платной трассе уже объявлена, она составляет от 3 до 5 руб. за 1 километр. Госкорпорация о введении специальной платы должна объявить за 60 дней. Иными словами, к середине лета теоретически российских автомобилистов уже могут заставить раскошелиться. Практически же владельцы авто, к счастью, могут получить отсрочку.
Независимые эксперты единодушны: в принципе платные дороги – идея вполне здравая. Однако главный вопрос, который волнует всех, будут или нет создаваться бесплатные дороги в качестве альтернативы платным. Напомним, в минувшем году министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина заявила, что альтернативные бесплатные дороги построят тогда, когда появятся дополнительные средства. Эту идею поддерживал и министр транспорта Игорь Левитин. Правда, позже позиция чиновников изменилась. В декабре прошлого года тот же г-н Левитин уже говорил, что платные дороги обязательно будут иметь альтернативу. «В законе, который был принят Госдумой, было четко прописано, что все платные участки дорог должны иметь альтернативу, – сказал он. – И мы придерживаемся этой законной нормы, которая есть у нас в нормативно-правовой базе». «Автодор» вроде бы тоже намерен вводить плату только на тех участках, где есть альтернативный бесплатный объезд.
Напомним, что в законе «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» четко прописано, что решение об использовании автомобильной дороги на платной основе может быть принято лишь «при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда» или при условии, если «возможность альтернативного бесплатного проезда будет обеспечена до ввода в эксплуатацию строящейся или реконструируемой платной автомобильной дороги».
Тем не менее, как рассказал «НИ» лидер московского отделения Федерации автовладельцев России Сергей Канаев, споры о том, надо ли дожидаться альтернативных дорог, во властных кабинетах продолжаются. Мало того, обсуждаются различные способы обхода закона. «Самое интересное здесь, что при строительстве, а также ремонте дороги она может становиться платной, – пояснил эксперт. – Да и вообще, как могут быть дороги, которые уже оплачены из кармана налогоплательщика и поддерживаются в рабочем состоянии на эти налоги, переданы структурам, которые будут взимать за это плату? По-моему, это нелогично».
Независимый автоэксперт Сергей Асланян полагает, что сейчас у властей очень велик соблазн законодательно провести возможность строительства дорог на безальтернативной основе. «И скорее всего они попытаются это сделать, – выразил он свои опасения «НИ». – То есть мы с вами своими налогами профинансируем строительство дорог, а потом еще и ездить по ним будем за деньги. «Пашут на том, кто позволяет» – на этом армейском принципе у нас построено все, и не думаю, что дороги станут исключением. У нас все, за что берется государство – от здравоохранения до ЖКХ – заканчиваются большими материальными потерями для потребителя. В дорожной сфере сейчас никто не занимается строительством, все заняты откатами. При таком подходе любая дорога становится невыгодной. Пока в строительной сфере существуют нынешние «порядки», обществу всегда будет внушаться иллюзорная идея, что дорога – это очень дорого и сложно. У нас получается, что в космос слетать дешевле, чем построить дорогу. В такой ситуации деньги платит тот, кто никуда не денется, а это мы с вами».
Да и сам факт принятия правил проезда по платным дорогам, когда альтернативных им путей еще нет, экспертов откровенно настораживает.
_________________ Волхвы не боятся могучих владык И княжеский дар им не нужен Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен
|